Губернатор Флориды Рон ДеСантис подошел к трибуне с плакатом «Спасем нашу говядину» — логотипом, пародирующим бренд Всемирного экономического форума. Перед ним сидела небольшая толпа с ковбойскими шляпами. Здесь, в Уоучуле, маленьком фермерском городке в Центральной Флориде, скотоводство — это король. «Мы здесь сегодня, чтобы подписать законопроект, который продолжает наше обязательство иметь процветающую сельскохозяйственную отрасль», — объявил ДеСантис. «Забирайте свое искусственное мясо куда-нибудь еще — мы не будем делать это в штате Флорида!» 1 мая был официально подписан SB 1084, законопроект, делающий незаконным продажу, распространение, создание или иное владение лабораторно выращенным мясом. Флорида стала первым штатом в США, запретившим альтернативный протеин, но не последним. Сценарии, продвигающие эти запреты, знакомы, даже если не имеют оснований: отрицание климатических изменений, необоснованные страхи по поводу «долгосрочных проблем со здоровьем» и теории заговора с участием Билла Гейтса.
Неделю спустя Алабама приняла аналогичный запрет, и Аризона и Теннесси также готовы последовать этому примеру. Длинный список других штатов, между тем, запретили использование слова «мясо» на упаковках культивированного мяса.
Узнайте больше: Почему идет борьба за названия продуктов?
Однако движение по запрету лабораторно выращенного мяса не ограничивается США. Италия стала первой страной, криминализировавшей культивированное мясо в 2023 году, а также запретившей использование таких слов, как бургер и сосиска, на упаковках альтернативных белков. Тем временем в Нидерландах те же фермеры, которые борются с последствиями изменения климата, такими как засуха, восстают против ужесточения регулирования загрязнения от навоза животных.
Теории заговора и продолжающаяся культурная война
Десятки рецензируемых исследований показали, что животноводство составляет от 11 до 20 процентов глобальных выбросов парниковых газов, большая часть которых поступает от использования земель и отрыжки коров. В качестве части решения, группы, такие как Всемирный институт ресурсов, предложили потребителям в странах с более высоким потреблением мяса на душу населения — таких как США — сократить свои пищевые выбросы, перейдя на 40 процентов своей мясной диеты (коровы, овцы, козы) к 2050 году на альтернативы мясу, будь то растительное или лабораторно выращенное, или их смесь.
Фотография: Shutterstock/tilialucida
Неудивительно, что ДеСантис не согласен, и его речь в тот день была полна дезинформации. Он отрицал, что мясо ухудшает изменение климата, и представил альтернативы как заговор против мясной промышленности. «Одна из вещей, которую эти люди хотят сделать, — это устранить производство мяса в Соединенных Штатах», — сказал ДеСантис на своей пресс-конференции. «Цель состоит в том, чтобы добиться такой точки, когда вы не будете выращивать скот». Хотя это может быть целью сторонников культивированного мяса, реальность такова, что индустрия является лишь долей от размеров «Большого мяса». Более реалистичная надежда может заключаться в том, что однажды культивированное мясо может стать одним из многих способов снизить наше потребление мяса.
И, конечно, у общественности все еще есть выбор. «Речь идет не о принуждении людей есть культивированное мясо», — говорит Нико Муци, соучредитель и управляющий директор Madre Brava, организации по защите окружающей среды и продовольствия, в интервью Sentient. «Речь идет о том, чтобы позволить развивать и потенциально продавать эту технологию».
ДеСантис не уклонился от самой распространенной дезинформации, включая колкости в адрес Билла Гейтса, «глобальной элиты» и кампании по заставлению мира есть насекомых. Многие из этих моментов перекликаются с теориями заговора «Великой перезагрузки», продвигаемыми крайне правыми политическими и медийными фигурами, начиная с пандемии, рассказывает Нуса Урбанчик, генеральный директор Changing Markets Foundation, группы, выступающей за устойчивые рынки, в интервью Sentient. (Возможно, не случайно, Джефф Безос инвестировал, по сообщениям, 60 миллионов долларов в лабораторно выращенное мясо во Флориде незадолго до того, как ДеСантис подписал законопроект.)
Читайте также: Погружение в дебаты вокруг лабораторно выращенного цыпленка.
Эти теории заговора беспочвенны, но они практически эндемичны в некоторых онлайн-пространствах. В отчете Changing Markets, анализирующем антиальтернативные белковые сообщения в социальных сетях в течение 14 месяцев, большинство сообщений было связано с различными аспектами теории заговора «Великой перезагрузки». Например, когда жара в 2022 году убила тысячи голов скота в Канзасе, некоторые люди ложно предположили, что они были преднамеренно убиты для продвижения бизнеса Билла Гейтса по производству лабораторно выращенного мяса — игнорируя научные доказательства экстремальной жары, вызванной изменением климата. Действительно, насмешливый знак «Спасем нашу говядину» на пресс-конференции ДеСантиса напоминал о том, что Всемирный экономический форум, Билл Гейтс и другие силы имеют повестку дня по захвату.
«Запрет Флориды и будущий запрет Пенсильвании на культивированное мясо ясно демонстрируют преобладающее невежество в науке среди потребителей в целом и политиков (часто поддерживаемых богатыми скептиками науки)», — написала Канта Шелке, основатель научной фирмы Corvus Blue, LLC и преподаватель Университета Джонса Хопкинса, в электронном письме. Эти запреты препятствуют инновациям, а не ищут протоколы для проверки новых технологий в пищевой науке, добавила она.
Сторонники этой теории также указывают на непроверенное исследование Калифорнийского университета, Дэвис, 2023 года, в котором утверждалось, что лабораторно выращенное мясо в 25 раз хуже для климата, чем традиционная говядина. Хотя исследование было предварительным и горячо оспаривалось учеными, работающими в области культивированного мяса, многие СМИ напечатали заголовок исследования, и ущерб был нанесен.
Это может быть частью причины, почему дезинформация о мясе и изменении климата не ограничивается людьми, верящими в теории заговора. Удивительные 74 процента респондентов опроса Washington Post заявили, что исключение мяса мало или вообще не повлияет на изменение климата, несмотря на множество доказательств, показывающих влияние животноводства на климат, особенно говядины.
Фотография: Shutterstock/Lukas Guertler
Жевательная наука культивированного мяса
Даже будучи 18-м крупнейшим штатом по выращиванию скота, история скотоводства Флориды имеет глубокие корни, уходящие к испанской колонизации в 16 веке. Среди долгой традиции скотоводов — Дасти Холли, директор полевых служб Ассоциации скотоводов Флориды и флоридиец в седьмом поколении, чья семья занимается скотоводством с начала 1800-х годов. «Мы знаем, что мясо — это то, что люди едят, что является мышцей животного», — сказал он. «Мы не совсем уверены, что это за искусственный белок».
На самом деле, культивированное мясо не так уж и таинственно. Лабораторно выращенное мясо дебютировало на публике в 2013 году, когда исследователи из Университета Маастрихта представили первый лабораторно выращенный говяжий бургер в прямом эфире. Он стал известен как бургер за 325 000 долларов, который нуждался в соли и перце, по словам одного из дегустаторов. С тех пор технологические достижения взлетели, снизив среднюю стоимость — по состоянию на сегодня — до около 10 долларов, что все еще дороже, чем стандартная говядина.
Хотя оппоненты говорят, что это не настоящее мясо — и не должно маркироваться как таковое — оно практически идентично говядине и курице, выходящей из бойни. «Нет никаких ингредиентов, которые мы добавляем к процессу, отличных от тех, которые использует животное для роста», — говорит Дэвид Каплан, биомедицинский инженер, который возглавляет лабораторию клеточного сельского хозяйства в Университете Тафтса. Он утверждает, что оно так же безопасно, как традиционное мясо. Действительно, FDA и USDA имеют протоколы для регулирования культивированного мяса, одобренного для продажи в США.
Фотография: Shutterstock/Sameer Neamah Mahdi.
Причина, по которой культивированное мясо практически идентично, заключается в том, что оно сделано из мясных клеток. Сначала ученые берут небольшой биоптат мышцы, что причиняет мало или вовсе не причиняет вреда живому животному. Чтобы заставить эти первоначальные клетки расти, ученые «кормят» их сывороткой для роста. Изначально компании использовали так называемую сыворотку из крови коровьих плодов — кровь плодов коров после убоя матери — чтобы поддерживать эти клетки живыми. Клеткам нужна некая структура, к которой они могли бы прикрепиться, например, очищенный брокколи или шпинат, а затем они растут в больших танках, называемых биореакторами, чтобы превратиться в бургер, свиную лопатку или куриное бедро. Сам процесс не является полностью новым; он аналогичен тому, как ученые выращивают клетки человеческих органов для медицинских целей, рассказывает Гленн Годетт. Годетт — биомедицинский инженер в Бостонском колледже, который вырастил клетки человеческого сердца для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, и сейчас применяет свои исследования к культивированному мясу.
Потенциал производства мяса без ранчо стал ударом для фермеров, таких как Холли. «Вы строите это, во-первых, на отличной репутации безопасности для потребителей, и, во-вторых, на сильном доверии потребителей», — говорит он. Видеть штамп USDA на упаковке мяса в магазине успокаивает людей, что это безопасно для них и их семей, добавил он. «Это было так всю мою жизнь», — рассказывает Холли Sentient. «Продукт, в котором мы не уверены, что это такое, не должен сразу маркироваться как мясо».
На самом деле, до того, как культивированное мясо сможет действительно повлиять на мясную промышленность, еще очень далеко. Существует множество проблем, связанных с масштабированием производства таким образом, чтобы оно стало экономически выгодным. Во-первых, процесс является водо- и энергоемким, поэтому исследователи ищут способы использования возобновляемой энергии для питания процесса. Это также требует полностью стерильных и температурно контролируемых условий, что дорого. В сравнении с глобальным производством мяса, культивированное мясо все еще находится в зачаточном состоянии. Начинающая отрасль привлекла 3,1 миллиарда долларов инвестиций по сравнению с доходом мясной промышленности в 1,3 триллиона долларов.
Разжигание страхов среди фермеров
Хотя наука относительно проста, нарративы о безопасности лабораторно выращенного мяса сохраняются, особенно среди фермеров и их мощных лобби. Помимо таких штатов, как Флорида и Техас, где группы скотоводов имеют влиятельный голос в государственной политике, фермерские лобби в Италии и Нидерландах замедлили важные климатические и экологические политики.
В ответ на «Зеленую сделку» Европейского Союза, которая предложила сократить использование пестицидов, восстановить природу и посадить больше устойчивых к климату культур, голландские фермерские группы сопротивляются. «Политики в Европе действительно обеспокоены тем, что эти фермеры перейдут слишком далеко вправо, если они не дадут им все, что они хотят», — говорит Урбанчик, генеральный директор Changing Markets.
Фотография: Shutterstock/Ground Photo.
Во Флориде, обращение к фермерам — это хорошо известная политическая традиция. «Я уверен, что многие из вас не знали, что я ребенок фермера», — сказал сенатор Джей Коллинз, который представил законопроект о запрете лабораторно выращенного мяса, на пресс-конференции 1 мая. «Наша семья испытывала трудности после 80-х годов. Оказалось, что демократические политики тогда тоже не были хороши, и наша семья в конце концов потеряла свою ферму».
Независимо от восприятия реальности, животноводство остается вторым по величине вкладчиком в выбросы парниковых газов после ископаемого топлива и является основной причиной вырубки лесов и утраты биоразнообразия. Оно также использует около трети мирового производства зерна при более низкой отдаче; например, 25 калорий корма для скота производит всего одну калорию говядины, согласно Центру бизнеса и окружающей среды Йельского университета. Говядина считается наименее эффективным типом мяса.
Возможно, не нужно выбирать одно или другое. Интеграция технологий культивированного мяса с более традиционными формами сельского хозяйства также может помочь снизить воздействие производства мяса и его нагрузку на природные ресурсы, предлагает Годетт. «Что, если бы мы выращивали больше мяса от того же количества скота или выращивали больше мяса от меньшего количества скота, чтобы теперь у нас было больше воды?» — сказал он, добавив, что подход должен быть совместным. «Есть фермеры, которые усердно работают и обеспокоены потерей своего источника средств к существованию», — сказал он. «Можем ли мы включить их в этот процесс?»
На самом деле, в Нидерландах ведется подобное сотрудничество по культивированному мясу. Аргумент о том, что культивированное мясо угрожает сельскому хозяйству, является парадоксальным, говорит Муци из Madre Brava, чьи родители — аргентинские скотоводы. «Этот толчок против культивированного мяса — работа очень специфического способа производства мяса», — сказал он, добавив, что он благоприятствует индустриализированному сельскому хозяйству, которое удерживает власть у крупных фермеров, вытесняя малых и средних. Оно поддерживает глобальную, ресурсозатратную систему, где корм для животных, такой как соя, вызывает вырубку лесов в некоторых частях Южной Америки. «В мире, где нам нужно накормить гораздо больше людей, мясо… все еще будет востребовано, усугубляя изменение климата и вырубку лесов», — сказал Муци.
Он добавляет, что альтернативные белки помогут фермерам. «Важный переход к таким альтернативным белкам может освободить много сельскохозяйственных угодий, чтобы позволить больше агроэкологического земледелия», — говорит он, например, включение проектов по восстановлению дикой природы для смягчения выбросов.
Читайте также: Является ли выращенное в лаборатории мясо будущим корма для домашних животных?
Каплан говорит, что он видит разрыв знаний о науке культивированного мяса — и это ответственность, которую он берет на себя. «Мы не очень хорошо справляемся с обучением широкой публики», — говорит он. «Но я думаю, что это также просто симптоматично для сегодняшнего мира. Это очень поляризованный набор избирателей».
Тем не менее, Каплан слышит более позитивные взгляды на будущее от своих студентов. «Молодое поколение явно заинтересовано в этом (культивированном мясе)», — говорит он в интервью Sentient, и по разным причинам. «Это может быть устойчивость, население, продовольственная справедливость, здоровая пища, благополучие животных. Все это входит в то, что их движет».